×
С 1 января 2015 г. вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях: статья партнера адвокатского бюро ЕМПП Петра Шевцова

С 1 января 2015 г. вступил в силу закон о контролируемых иностранных компаниях: статья партнера адвокатского бюро ЕМПП Петра Шевцова

08.01.2015

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций») («Закон о КИК»). Владельцам иностранных компаний необходимо обратить особое внимание на следующие моменты:

1. С 1 января 2015 года офшорные компании, которые фактически управляются из Российской Федерации, будут признаваться налоговыми резидентами РФ при наличие целого ряда критериев для этого. Такими критериями являются, в частности, нахождение в РФ генерального директора/председателя правления компании или членов правления компании, проведение больше половины заседаний совета директоров или собраний акционеров офшорной компании в РФ.

Последний критерий является наиболее важным для большинства владельцев офшоров. Дело в том, что средний и мелкий бизнес, покупая офшор, как правило, пользовался услугами номинальных директоров. При этом с номинальными директорами обычно подписывается договор, в котором указывается, кто вправе давать им инструкции. Если таким лицом является налоговый резидент РФ – физическое или юридическое лицо – то соответствующий офшор будет признан налоговым резидентом РФ. В этом случае налоговый учет и отчетность такого офшора должны осуществляться в соответствии с требованиями российского законодательства. Крупный бизнес давно решил эту проблему, направив за границу своих работников, которые сняли небольшие офисы и стали директорами офшорных компаний. Среднему и мелкому бизнесу подобные расходы могут быть не по карману.

Как правило, офшоры используются либо для оптимизации налогов, либо для защиты корпоративного владения и облегчения корпоративного управления бизнесов. Признание офшора резидентом РФ может «убить» цель оптимизации налогов. Признание же офшора, который использовался для целей защиты активов или для целей подчинения соглашения акционеров иностранному праву, налоговым резидентом РФ может быть менее болезненным. С практической точки зрения это означает, что офшор должен стать на учет в налоговом органе, вести налоговый учет в соответствии с российским налоговым кодексом, регулярно подавать декларации и уплачивать налоги в РФ.

Однако необходимо обратить внимание, что самостоятельно признать себя налоговым резидентом может только компания, у которой в России есть обособленное подразделение и при условии, что с соответствующим государством у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения (п. 7. ст. 246.2 НК РФ (в ред. с 1 января 2015 года)). Таким образом, если, например, российский владелец кипрской компании, не имеющей филиала в РФ, решит сдавать отчетность кипрской компании как резидента РФ, возможно, налоговые органы потребуют открытия филиала.

2. Если офшорная компания не подпадает под признаки, по которым местом фактического управления можно признать РФ, и соответственно не должна рассматриваться в качестве налогового резидента РФ, то такая компания может быть признана контролируемой российскими лицами иностранной компанией. Контролирующими являются лица, которым:

а) принадлежит более 25 % долей/акций контролируемого лица, или

б) принадлежит более 10 % акций/долей в компании, в которой более 50 % принадлежит налоговым резидентам РФ; или

в) которые оказывают или могут оказать определяющее влияние на решение о распределении прибыли. Сюда попадают всевозможные трасты, фонды, товарищества и прочее.

В 2015 году доля участия, указанная в подпунктах а) и б) выше, должна составлять более 50 %.

Можно выделить два основных последствия признания лица контролирующим. Во-первых, контролирующее лицо должно уплачивать налог на прибыль (налог на доходы физических лиц) с тех сумм, которые не будут распределены контролируемой компанией в качестве дивидендов. Во-вторых, к декларации по налогу на прибыль (налогу на доходы физических лиц) необходимо будет прикладывать финансовую отчетность офшорной компании вместе с аудиторским заключением. Если аудиторское заключение не предоставляется, то необходимо будет представить копии первичных документов, подтверждающих расчет прибыли. При этом необходимо будет сделать перевод представляемых документов.

Размер прибыли контролируемой иностранной компании определяется либо на основании ее финансовой отчетности, либо по правилам 25 главы НК РФ. В первом случае необходимо чтобы у РФ был договор по вопросам налогообложения с государством, где зарегистрирован офшор, а также, чтобы финансовая отчетность подлежала обязательному аудиту в соответствии с личным законом этот лица. Таким образом, если компания зарегистрирована на Кипре, то, скорее всего, прибыль можно будет определить на основании финансовой отчетности. Если же компания зарегистрирована на БВО, Белизе, Панаме, о. Мэн, то, скорее всего, прибыль (убыток) нужно будет рассчитывать по правилам главы 25 НК РФ.

До 1 апреля 2015 года необходимо уведомить налоговые органы об иностранных компаниях, в которых лицу принадлежит более 10 % долей или акций. За нарушение этой обязанности установлен штраф в размере 50 тыс. рублей за каждое нарушение.