Реформа третейского разбирательства: комментарии управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова
Третейские суды будут создаваться исключительно при некоммерческих организациях и ликвидироваться не чиновниками министерства юстиции, а судами – правда, пока неясно какими. Таковы промежуточные итоги доработки ко второму чтению законопроектов о реформе третейского разбирательства. Остается открытым и вопрос об арбитрабельности споров по госконтрактам: ответить на него должно правительство, считают депутаты. Но некоторые юристы с этим не согласны.
Мы, со своей стороны, считаем положительными и, более того, уже давно назревшими все предлагаемые поправки. По своей сути, третейский суд — это не зарабатывающий прибыль департамент коммерческой структуры, при которой он создан. Также третейский суд не призван, по крайней мере, в первую очередь, удовлетворять личные амбиции его создателей.
Передача вопроса о ликвидации третейского суда из Минюста в компетенцию суда, на наш взгляд, мало что изменит на практике, но в теории добавит сохранившимся после реформы третейским судам статусности. Поскольку третейские суды не могут рассматривать вытекающие из публично-правовых отношений вопросы, то и нет оснований предполагать, что государство через органы Минюста будет каким-то образом влиять на третейский суд, в том числе, угрожая его ликвидацией, и это скажется на стабильности и беспристрастности третейского суда.
На наш взгляд, планируемый разрешительный порядок создания третейских судов при НКО поможет разобраться с недостатками действующей системы третейских судов, которая представляет из себя хаос. Помимо МКАС и МАК при ТПП, на наш взгляд, на порядок эффективнее других третейских судов работают как раз те третейские суды, которые уже созданы при соответствующих НКО для разрешения конфликтов между контрагентами в специфической отрасли.
Норма о возможности рассматривать споры о госконтрактах в третейских судах, в любом случае, на наш взгляд, останется «мертвой». Даже если в итоге закон будет допускать при определенных обстоятельствах арбитрабельность споров из госконтрактов, то маловероятно, что государственный заказчик согласится на третейскую оговорку. Читать статью на Право.RU.