Новое в государственно-частном партнерстве: статья Петрова Валентина, партнера Адвокатского бюро «ЕМПП»
Сущность любого государственно-частного партнерство («ГЧП») или муниципально-частного партнерства («МЧП») заключается во взаимовыгодном сотрудничестве публичного и частного партнеров. Такое сотрудничество направлено на реализацию и дальнейшую эксплуатацию инфраструктурных проектов, имеющих публичную значимость, за счет частичного привлечения ресурсов обоих партнеров. Проекты, как правило, реализуются в сфере транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги; железные дороги; трубопровод; морские и речные порты и суда; аэродромы, производственная и инженерная инфраструктура аэропортов; метрополитен и другой транспорт общего пользования), социальной инфраструктуры (медицинские комплексы, спортивные комплексы, санатории), энергетической инфраструктуры (производство, передача и распределение электрической и тепловой энергии; тепло-, газо- и энергоснабжение; наружное освещение и иные объекты) и коммунальной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение; утилизация (захоронение) бытовых отходов; благоустройство территорий; гидротехнические сооружения). После реализации проекта частный партнер, как правило, получает возможность эксплуатации такого объект, чтобы компенсировать понесенные расходы и получить запланированную прибыль.
До недавнего времени сфера ГЧП и МЧП не имела необходимого регулирования на уровне законов, что не позволяло ей достаточно активно развиваться. На настоящий момент действует ФЗ от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях») и некоторые региональные законы субъектов РФ, которые старались покрыть большое количество возникающих в сфера ГЧП и МЧП вопросов. Более того, с 1 мая 2015 года вступили в силу существенные поправки к Закону о концессиях, которые сделали этот закон более гибким и применимым на практике: были введены возможность проведения конкурса на концессию совместно несколькими публичными субъектами; возможность инициативы проекта со стороны частного партнера; возможность выкупа объекта проекта частным партнером; возможность привлечения финансовой организации в качестве стороны концессии и некоторые иные. Однако даже после этих поправок Закон о концессиях остался не достаточно гибким для практического применения – см. таблицу ниже.
Это стало одной из причин, почему был принят новый закон ФЗ от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Закон о ГЧП и МЧП»), вступающий в силу с 1 января 2016 года. Посмотреть таблицу: Критерии различия Закона о ГЧП и МЧП и Закона о концессиях. Для малого и среднего бизнеса Закон о ГЧП и МЧП предоставляет новые возможности взаимодействия с государственным заказчиком. Если ранее государственный заказ в подавляющем большинстве случаев шел через законодательство о контрактной системе со всеми сложностями и бюрократическими процедурами, то Закон о ГЧП и МЧП представляет для предпринимателей своеобразную альтернативу. Используя механизм частной инициативы, который существенно четче и понятней по сравнению с Законом о концессиях проработан в Законе о ГЧП и МЧП, средний и малый бизнес может попытаться самостоятельно обеспечить себя новыми заказами. Для этого нужно самостоятельно инициировать инфраструктурный проект и заключить соглашение с публичным партнером, что ранее было, по сути, возможно только для субъектов крупного бизнеса.