×
Изменения в ГК РФ (часть 1) — обзор партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Валентина Петрова

Изменения в ГК РФ (часть 1) — обзор партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Валентина Петрова

31.03.2015

1. Условные обязательства станут возможными.

Длительное время многие практики полагали, что возможность условных сделок и обязательств в РФ крайне ограничена. Ограничение, прежде всего, касалось невозможности предусматривать в сделках условные обязательства, когда выполнение условия зависело от одной из сторон. Это существенно мешало при заключении сделок в рамках M&Aпроектов, где передача денежных средств зачастую обусловлена выполнением множества условий, подавляющее большинство из которых зависит от действий сторон.

Теперь в ГК РФ появится статья 327.1 ГК РФ, которая предусматривает, что «Исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон». Полагаем, что после введения в действие этой статьи любые споры о правомерности условных обязательств, когда выполнение условия зависит от одной из сторон, будут исчерпаны.

2. Станет возможным установить штраф за односторонний отказ от исполнения обязательств в рамках предпринимательских отношений.

Односторонний отказ от обязательств возможен как в случае одностороннего расторжения договора, так и в случае одностороннего отказа от исполнения/ отказа от договора. Основания для совершения таких действий в ряде случае были прямо предусмотрены в ГК РФ, но что было не очевидным, можно ли было предусматривать негативные последствия для стороны, которая в одностороннем порядке решала осуществить отказ от исполнения обязательства. Ведь, по сути, устанавливался бы штраф за правомерное действие стороны – ведь ГК РФ разрешал ей реализовать односторонни отказ от исполнения договора, например, в договорах оказания услуг. После введения части 3 статьи 310 ГК РФ ответ станет ясным – стороны предпринимательских отношений смогут ограничить друг друга в возможности в одностороннем порядке отказываться от исполнения обязательств, устанавливая существенные штрафы за такой односторонний отказ.

3. Письменное признание долга по истечении срока исковой давности будет восстанавливать срок исковой давности.

Такое положение должно облегчить описание соглашений об урегулировании споров (settlement agreements). В настоящий момент ГК РФ предусматривает, что исковая давность восстанавливается, если долг признавался только в течение срока действия исковой давности, и что исполнение задавненного долга (т.е. долга, срок давности по которому истек) является действительным. Однако этих положений было зачастую недостаточно для того, чтобы заключать соглашения об урегулировании споров, если предметом таких соглашений были задавненные долги. Дело в том, что соглашения в отношении задавненных долгов не могли быть принудительно исполненными, если должник по задавненному долгу принимал решение не исполнять подписанное соглашение. Вносимые в часть 2 статьи 206 ГК РФ изменения должны способствовать создания больше стабильности при подписании соглашений об урегулировании споров.

4. Станет возможным заключать соглашения об очередности удовлетворения требований кредиторов и о непропорциональности распределения исполнения.

Подобные соглашения могли заключать и до внесения изменений в ГК РФ. Вместе с тем при их заключении всегда возникал вопрос о том, не нарушается ли заключением таких соглашений правоспособность сторон, и поэтому являются ли соглашения действительными. После введения статьи 309.1 ГК РФ, прямо предусмотревшей возможность таких соглашений, вопрос об их действительности должен отпасть. Однако останется следующий вопрос – как очередность, предусмотренная в соглашении, будет соотноситься с очередностью удовлетворения требований в случае банкротства. Ответ на этот вопрос будет получен либо в рамках практики применения нормы, либо путем внесения дополнений в закон о банкротстве.