С 30 января 2014 перевод активов между материнскими и дочерними компаниями не будет подлежать антимонопольному контролю
1. С 30 января 2014 перевод активов между материнскими и дочерними компаниями не будет подлежать антимонопольному контролю
Многие внутрикорпоративные реструктуризации, проводимые для оптимизации бизнеса или в рамках предпродажной подготовки бизнеса, осуществляются путем перевода части активов между материнской и существующей/создаваемой дочерней компаниями. Хотя такие реструктуризации в рамках крупных групп не требовали предварительного согласия антимонопольных органов – часть 2 статьи 28 Закона о защите конкуренции содержала прямое исключение из необходимости получать предварительное согласие, статья 30 этого же закона не отменяла требований о последующем уведомлении антимонопольных органов о таких сделках. На практике это приводило к тому, что компании были вынуждены подавать существенный объем документации в антимонопольные органы и находились в ожидании возможных дополнительных запросов. Это могло в определенных случаях существенно затруднить реализацию предполагаемой сделки.
После вступления 30 января 2014 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 423-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» требования о необходимости уведомлять антимонопольные органы о подобных сделках больше не будут применяться. Таким образом, реализация проектов, в которых проводится предварительная реструктуризация бизнеса, будет существенно упрощена.
2. У должников уменьшается возможность недобросовестно использовать банкротную процедуру
Такой вывод следует из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 декабря 2013 № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве». Дело в том, что ВАС РФ расширил возможности судов пресекать некоторые правовые уловки, которыми на практике пользовались должники. Одной из таких уловок было уменьшение процентов по заемным обязательствам (как правило, по коммерческому кредиту) до даты его исполнения. По таким кредитам до даты их исполнения предусматривались номинальные проценты, а действительные проценты были заложены в сумму возврата. Если должник оказывался в банкротстве, то вся такая сумма отражалась в реестре кредиторов, и соответствующий кредитор получал больше прав по сравнению с иными кредиторами. Теперь суды вправе уменьшить такую сумму на сумму подлежащих уплате скрытых процентов – пункт 3 Постановления ВАС РФ.
Еще одной уловкой было заявление платежеспособного должника о добровольном банкротстве или заявление аффилированных с должником лиц о банкротстве должника. Такой прием обычно использовали для того, чтобы приостановить начатое против должника исполнительное производство или освободить арестованное имущество должника. Пункт 10 Постановления ВАС теперь четко предусматривает возможность судов прекратить начатое банкротство, если будет установлено, что должник платежеспособен, а прекращение банкротства соответствует интересам кредиторов.
3. С 1 декабря 2013 ограничена возможность экспорта сжиженного газа из России
Экспорт сжиженного газа ужесточен Федеральным законом от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 «О внесении изменений в статьи 13 и 24 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и статьи 1 и 3 Федерального закона «Об экспорте газа». До введения закона не было ограничений на то, какие компании могут осуществлять экспорт сжиженного газа – такие ограничения существовали только применительно к экспорту газа в газообразном состоянии. После принятия закона ограничения распространились и на сжиженный газа. Теперь, по сути, экспортировать газ могут только следующие компании: (1) с более чем 50% прямым или косвенным государственным участием и (2) компании, которые по состоянию на 1 января 2013 имели лицензию на использование недр федерального значения, предусматривающую возможность создания инфраструктуры для производства сжиженного газа или перенаправления природного газа для дальнейшего сжижения на специализированные заводы. В связи с этим газовые проекты независимых поставщиков газа теперь видятся реализуемыми только при государственном участии.
4. Таможенным органам стало труднее привлекать импортеров к ответственности
При заполнении таможенной декларации на границе многие компании, поставляющие товар на территорию РФ, указывают правильное и достаточно полное описание товара, но ошибаются с указанием точного кода таможенной номенклатуры товара, т.к. кодов этих достаточно много, а сама номенклатура представляет собой не очень дружественно составленный документ. При этом описание товара уже предоставляет таможенным органам понимание того, какие налоговые платежи стоит применять к таким поставщикам. Но практика таможенных органов была иной: они пытались налагать на поставщиков товара штраф до двух стоимостей поставленного товара за неправильное указание кода таможенной номенклатуры, что могло, по их мнению, привести к занижению таможенных пошлин и налогов. В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 ноября 2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» ВАС РФ постарался привести такую практику в цивилизованное русло. Теперь таможенные органы не вправе привлекать поставщиков товара к ответственности, если заявленное в таможенной декларации описание товара (независимо от указанного кода номенклатуры) достаточно для того, чтобы определить, какие ставки таможенных пошлин и налогов подлежат применению к товару.