×
Бюллетень правовых изменений в сфере корпоративного регулирования и бизнес-проектов 2013/3

Бюллетень правовых изменений в сфере корпоративного регулирования и бизнес-проектов 2013/3

14.10.2013

А. Валютное регулирование

1. Расширены валютные операции резидентов РФ: теперь резиденты могут свободно переводить себе и другим резидентам рубли на счета, открытые за рубежом или в РФ, а также получать рубли как на счета за рубежом, так и на счета в РФ

Указанные выше положение введено ФЗ от 2 июля 2013 № 155-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В связи с этим нововведением стоит обратить внимание на то, что резиденты все так же ограничены в возможности свободно получать иностранную валюту на счета, открытые вне территории РФ. В контексте бизнес-проектов это означает, что в подавляющем большинстве случаев резиденты должны получать прибыль/финансирование в виде иностранной валюты на счета в РФ, а не на счета за рубежом. Также запрещены часто используемые на практике расчеты иностранной валютой типа «запад-запад», когда резиденты РФ осуществляют оплату товаров, работ или услуг через свои долларовые или евровые счета, открытые за рубежом. Такие действия могут привести к существенным административным штрафам в размере до суммы валютной операции.

Б. Налоговое регулирование

2. С 1 января 2014 вводится обязательное досудебное обжалование всех налоговых споров

Данное требование введено ФЗ от 2 июля 2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть 1 НК РФ». Оно будет распространяться на все налоговые споры, а не как сейчас только на споры по привлечению к ответственности за нарушение налогового законодательства. Т.е. споры, например, о признании незаконным решения налогового органа о приостановлении операций по счету будут требовать досудебного обжалования.

Процедура обжалования будет выглядеть следующим образом: в течение 1 года после принятия решения налоговым органом налогоплательщик вправе обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган, т.е. в региональные управления ФНС РФ (например, в Москве – в управление ФНС РФ по г. Москве). Жалоба будет подаваться через соответствующую налоговую инспекцию, вынесшую оспариваемое решение. Решения регионального налогового управления можно будет оспорить компаниям и предпринимателям в предусмотренные АПК РФ сроки, т.е. в течение 3 месяцев, в арбитражный суд.

Отдельно предусмотрено, что решение налогового органа, вынесенное против консолидированной группы, может быть оспорено только «ответственным» участником такой группы. Любой иной участник консолидированной группы может оспорить решение только в части, касающейся привлечения такого участника группы к ответственности.

3. С 30 июля 2013 расширятся полномочия налоговых органов по взысканию налоговой недоимки материнских компаний с дочерних и наоборот, недоимки дочерних – с материнских компаний

Полномочия налоговых органов расширены статьей 10 ФЗ от 28 июня 2013 № 134-ФЗ «внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Ранее условием взыскания недоимки таким способом было поступление выручки на счета материнской/дочерней компании за товары, реализуемые дочерней/материнской компанией. Теперь появилось новое условие — передача активов, достаточных для удовлетворения недоимки, между материнской и дочерней компаниями. Важно, что данный способ взыскания недоимки может быть применен, даже если выручка или активы были переведены через цепочку юридических лиц/операций. Налоговые органы все равно вправе признать такие операции взаимосвязанными и доначислить недоимку, в зависимости от ситуации, либо материнской, либо дочерней компании.

Отдельно следует обратить внимание на то, что налоговые органы, вполне предсказуемо, будут применять новый способ взыскания недоимки по предшествующим налоговым периодам, т.е. если во второй половине 2013 года налоговые органы будут проводить проверку за 2011 или 2012 года, то стоит ожидать применения новых норм к этим периодам. Налогоплательщики могут не соглашаться с таким подходом налоговых органов, ссылаясь на п. 2 ст. 5 НК РФ, в соответствии с которым ухудшающие положения налогоплательщика правовые нормы не имеют обратной силы.

В. Противодействие отмыванию незаконных доходов

4. С 31 июля 2013 банки и системы электронных платежей стали обязаны замораживать денежные средства по подозрению в отмывании незаконных доходов

Такая возможность введена статьей 13 ФЗ от 28 июня 2013 № 134-ФЗ «внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям». Теперь банки обязаны в течение одного дня замораживать счета и блокировать операции по счетам компаний и физических лиц, внесенных в перечень, размещенный на официальном сайте Росфинмониторинга — http://www.fedsfm.ru/documents/terr-list, либо в случае размещения на том же сайте информации о применении мер по замораживанию средств в отношении таких лиц.

В дополнение, у банков появилось несколько новых обязанностей по получению информации о своих клиентах. К таким обязанностям относятся следующие: (1) получение информации о бенефициарном владельце (т.е. конечном владельце более 25 процентов) компании, открывающей счет в банке, и (2) каждые три месяца проведение проверок клиентов банка на предмет возможности замораживания их операций по подозрению в отмывании доходов. Возложение таких обязанностей на банк означает, что банки получили также дополнительные возможности отказывать подозрительным компаниям в открытии счетов либо в упрощенном порядке расторгать договоры банковского счета с подозрительными компаниями.