Изменения в ГК РФ (часть 3) — обзор партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Валентина Петрова
Продолжаем описывать наиболее важные, по нашему мнению, изменения в ГК РФ, которые вступают в силу с 1 июня 2015 года. Изменения были внесены ФЗ от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».
1. Абстрактные убытки
Под абстрактными убытками, как правило, понимается часть прибыли, не полученная кредитором из-за того, что ранее действовавший договор прекращен, а заключенный взамен его не компенсирует всю неполученную по прежнему договору прибыль. Возможность взыскания таких абстрактных убытков была ранее крайне ограниченна ГК РФ и распространялась только на случаи поставки товара. Теперь же с введением статьи 393.1 ГК РФ абстрактные убытки можно будет требовать с прежнего должника по любому обязательству при прекращении договора вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения.
2. Введен запрет на оспаривание исполняемых договоров
Такой запрет введен частью 2 статьи 431.1 ГК РФ. Важность статьи заключается в том, что на практике не редки случаи, когда стороны начинали исполнение длящегося договора, а затем одна из сторон понимала, что исполнение ей не выгодно, особенно, это могло быть в ситуации смены управленческой команды. Соответственно, начинали искать основания для выхода из сделки и зачастую пытались признавать договоры недействительными вследствие отсутствия необходимых корпоративных одобрений. Теперь такая практика должна стать более ограниченной, поскольку, если договор начал исполняться, то его оспаривание будет возможным только по следующим основаниям: если договор был заключен в нарушение целей деятельности компании, под влиянием обмана, угроз, насилия, существенного заблуждения.
3. Преддоговорная ответственность
Новая статья 434.1 ГК РФ будет предусматривать возможность взыскания преддоговорной ответственности, т.е. убытков, понесенных одной стороной в связи с ведением переговоров о заключении договора, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом. Вопрос об упущенной возможности заключить договор из-за ведения переговоров с другой стороной часто возникает при осуществлении крупных M&A проектов, когда стороны подписывают даже соглашение об эксклюзивности, по которым они в течение переговоров не должны вести переговоров о проекте с другой стороной, которая часто бывает потенциальным конкурентом. Выход из переговорного процесса или недобросовестное ведение переговоров в такой ситуации может привести к существенным убыткам другой стороны. И если до статьи 434.1 ГК РФ возможность привлечения виновной стороны к преддоговорной ответственности было крайне затруднительной, то теперь такая возможность должна стать более реальной.
4. Отказ от осуществления права
В рамках сделок по приобретению активов и созданию совместных предприятий часто возникает вопрос о возможности отказа от осуществления определенных прав. Например, в соглашениях акционеров традиционно предусматривается возможность одной стороны только в течение определенного времени оспаривать действия другого акционера или реализовать право на выход из совместного предприятия. Также часто предусматривается отказ от возможности судебного оспаривания определенных действий или действий в отношении определенных лиц, например, бывших сотрудников приобретаемой компании.
Ранее законность указанных выше действий, с точки зрения ГК РФ, была сомнительна из-за того, что статья 12 ГК РФ предусматривала запрет на отказ от права. Отказ от права в договорах со ссылкой на статью 12 ГК РФ признавался ограничением правоспособности и, следовательно, незаконным. Однако после введения в действие части 6 статьи 450.1 ГК РФ такая позиция должна измениться. Данная статья прямо предусматривает, что если сторона «…заявляет отказ от осуществления этого права, в последующем осуществление этого права по тем же основаниям не допускается, за исключением случаев, когда аналогичные обстоятельства наступили вновь».