Залог — важные изменения, которые нужно знать (часть 1)
С 1 июля 2014, а по некоторым вопросам с 1 января 2015 вступят в силу новые положения о залоге. Эти положения вводятся Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Ниже приведены четыре наиболее полезных изменения закона о залоге.
1. В отношении предмета залога теперь необходимо предоставлять заверения и гарантии (ч. 4 ст. 336 ГК РФ)
На практике многие договоры залога содержали подобные условия даже до принятия изменений к закону о залоге, а именно: во многих договорах указывалось, что залогодатель должен предоставлять предмет залога свободным от каких-либо обременений и прав на него со стороны третьих лиц. При этом у сторон таких договоров существовала неопределенность относительно того, насколько такие положения могут быть исполнимы в случае возможного судебного спора. Дело в том, что институт заверений и гарантий не был предусмотрен российским правом, поэтому отсутствовала однозначная судебная практика о последствиях нарушения заверений и гарантий.
Новые положения ГК РФ, несомненно, направлены на стабилизацию коммерческих отношений сторон по поводу залога, поскольку фиксируют, по сути, уже сложившуюся практику отношений между залогодателями и залогодержателями при заключении договоров залога. Стороны договора залога теперь могут самостоятельно установить последствия нарушения таких заверений и гарантий, а также установить степень знания залогодателя при предоставлении подобных заверений и гарантий – должен ли он предварительно проводить специальную проверку, или информации, полученной от его работников по этому вопросу, будет достаточно.
2. С 1 января 2015 г. положения договоров залога в рамках предпринимательской деятельности станут исключительно гибкими (ч. 2 ст. 339 ГК РФ)
С 1 января 2015 договоры залога, которые используются в различных корпоративных проектах или для привлечения финансирования, должны стать исключительно удобными и гибкими. Дело в том, что ранее одним из препятствий более частого использования залогов в коммерческих отношениях являлось то, что предмет залога должен быть очень четко определен, равно как и обеспечиваемое обязательство. В связи с этим возникало основное количество споров относительно того, считать ли договоры залога заключенными. Только сравнительно недавно появилась судебная практика, позволяющая ссылаться в договоре залога на договор, в котором предусмотрено обеспечиваемое обязательство. До того предмет залога и обеспечиваемое обязательство необходимо было очень четко прописывать в договоре залога. То есть в целом, положения о залоге были негибкими.
С 1 января 2015 года ситуация должна поменяться. Стороны смогут определять обеспечиваемое обязательство любым «…способом, позволяющим определить обязательство в качестве обязательства, обеспеченного залогом, на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на обеспечение всех существующих и (или) будущих обязательств должника перед кредитором в пределах определенной суммы». Аналогично предмет залога может быть определен «…любым способом, позволяющим идентифицировать имущество в качестве предмета залога на момент обращения взыскания, в том числе путем указания на залог всего имущества залогодателя или определенной части его имущества либо на залог имущества определенных рода или вида». Это должно существенно упростить использование залогов на практике и снизить риски кредиторов по оспариванию договоров залога недобросовестными должниками.
3. Введено старшинство залогов, которое можно изменять соглашением сторон (ст. 342 ГК РФ)
Идея использовать старшинство залогов очень удобна при взаимоотношениях с банками. Обычно при выдаче банковского кредита, обеспеченного залогом, условиями такого кредита является то, что банк должен получить самый старший залог. Это означает, что при реализации предмета залога банк должен иметь преимущественное право перед всеми иными кредиторами обратить взыскание на предмет залога.
На практике это не всегда было удобно делать. Например, активы потенциального заемщика могли быть уже заложены в рамках внутригрупповых займов. Если предметом залога была недвижимость, то для того, чтобы создать приоритетное право банка на нее в рамках залога, нужно было прекратить старые залоги, заложить недвижимость в пользу банка и затем заложить еще раз в пользу прежнего залогодержателя. Эти операции требовали большого количества времени, расходов и в целом были не удобны. С введением старшинства залогов, эта проблема упрощается. При оформлении залога под кредит банка в отношении уже заложенного имущества стороны могут договориться о том, что залог банка является самым старшим и подлежит реализации при необходимости в приоритетном порядке.
4. Стало возможно заключать договор управления залогом (ст. 356 ГК РФ)
Договора управления залогом является более простым и удобным инструментом, чем схожий с ним договор доверительного управления имуществом, уже существующий в ГК РФ. В отличие от договора доверительного управления, который имеет много ограничений с точки зрения необходимости получении лицензий на осуществление деятельности по управлению имуществом, договор управления залогом таких ограничений не содержит. Более того, принципиальным является то, что, по сути, учредителем управления по договору управления залогом могут быть кредиторы, не являющиеся собственными имущества, в то время как при доверительном управлении учредителем и стороной договора должен обязательно быть собственник имущества, т.е. залогодатель. Таким образом, договор управления залогом позволяет кредиторам более гибко использовать предмет залога, т.е. гибко структурировать отношения по получению прибыли от предмета залога, что должно сделать залог более привлекательным обеспечительным инструментом.