С начала 2018 г. усиливается уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа
Федеральным законом от 29 декабря 2017г. Уголовный Кодекс РФ дополнен двумя новыми составами — ст. 201.1 и ст. 285.4.
По статье 201.1. — «злоупотребление полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» будут наказывать лиц, реализующих управленческие функции в коммерческой или иной организации, то есть, руководителей поставщика или подрядчика в рамках гособоронзаказа.
Статьей 285.4. — «злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа» предусматривается ответственность должностных лиц при выполнении гособоронзаказа, то есть, заказчика.
Обе статьи существенно ужесточают уголовную ответственность и переводят преступления, предусмотренные ч.1 данных статей, в разряд тяжких. Так ч. 1 ст. 201.1 УК РФ предусматривает санкцию в виде лишения свободы на срок от 4 до 8 лет (ч. 1 ст. 201 УК РФ предусматривает максимальное наказание до 4-х лет лишения свободы без нижней границы). Ч.2 ст. 201.1 УК РФ предусматривает наказание от 5 до 10 лет (ч.2 ст.201 УК РФ предусматривает максимальное наказание до 10 лет лишения свободы без нижней границы).
Аналогично повышены санкции по ст. 285.4 УК РФ.
Полагаем, что данные статьи включены в УК РФ по инициативе Минобороны в связи с длительной и глобальной проблемой ненадлежащего выполнения гособоронзаказа, особенно, в строительной области (срыв сроков строительства объектов Минобороны на Курилах — острова Кунашир и Итуруп, в арктической зоне — острове Врангеля и мысе Шмидта и десятках других объектов).
Поскольку у законодателя не сложилось четкого понимания, кто виноват в постоянных срывах сроков оборонного строительства, решено было ужесточить ответственность и заказчика (ст. 285.4 УК РФ) и поставщиков (ст. 201.1 УК РФ).
В связи с данными обстоятельствами существенно вырастают уголовно-правовые риски руководителей коммерческих организаций, участвующих в выполнении гособоронзаказа.
Сами по себе составы ст. ст. 201 и 201.1 УК РФ позволяют рассмотреть в качестве преступных злоупотреблений практически любое случайное или обусловленное производственной или иной разумной необходимостью отступление от процедур, связанных с заключением и исполнением договоров в сфере гособоронзаказа без корыстной или иной незаконной цели.
При этом санкции за хищение, в частности, мошенничество в сфере гособоронзаказа, остались без изменений. В целом данные санкции значительно ниже, чем ответственность по рассматриваемым статьям, хотя бы и общественная опасность хищения несравненно выше, чем в случае злоупотребления без корыстных целей.
Подследственность ст. 201.1. и 285.4 УК РФ осталась у Следственного комитета РФ. Данные нормы обратной силы не имеют, так как ужесточают уголовную ответственность и распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния после 29 декабря 2017г.