Отзыв лицензии у медицинских организаций без суда: комментарий управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова
Минздрав России выступил с законодательной инициативой внести соответствующие изменения в КоАП и предусмотреть порядок отзыва лицензий у медицинских организаций Росздравнадзором в административном порядке.
Данная законодательная инициатива представляется нам неоднозначной. С одной стороны, органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения могут получить возможности по более оперативному реагированию на нарушение лицензионных требований. Потенциально, это может повысить качество работы медицинских и фармацевтических организаций и в целом способствовать уменьшению нарушений в сфере здравоохранения. Также законопроект поможет оптимизировать процедуру отзыва лицензии, например, в случае, когда лицензионные нарушения очевидны и являются неустранимыми, но для аннулирования лицензии все равно необходимо обращаться в суд.
С другой стороны, согласно действующему порядку, обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии всегда предшествует предупредительная процедура приостановления лицензирующим органом действия лицензии. При этом лицензиату должна быть предоставлена возможность устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий, послуживших основанием приостановления лицензии. Аннулирование лицензии является крайней мерой, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.
Не совсем понятно, чем же Минздрав не устраивает действующий порядок отзыва лицензии.
Примеры возможности отзыва лицензии без суда в российском законодательстве имеются. Например, Банк России может отозвать лицензию у коммерческого банка и профучастников фондового рынка на основании своего решения. Но данные обстоятельства связаны со спецификой соответствующей деятельности. Аналогичные отношения в зарубежных правопорядках регулируются по-разному. Выбор модели регулирования связан, скорее, с объемом полномочий местного регулятора, а также количеством и спецификой соответствующих лицензионных нарушений.
Читать наши комментарии к законопроекту на «РБК» и газете «Версия».