×
Минтранс хочет узаконить овербукинг: статья управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова

Минтранс хочет узаконить овербукинг: статья управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова

01.07.2015

Минтранс подготовил законопроект, который разрешит авиакомпаниям продавать на рейс больше билетов, чем кресел в самолете, – использовать так называемое перебронирование (овербукинг). Законопроект размещен для публичного обсуждения на www.regulation.gov.ru. Документ предлагает узаконить механизм перебронирования со II квартала 2016 г.

Практика овербукинга при продаже авиабилетов законодательно закреплена во многих странах, в частности США и Германии, и не является чем-то исключительным. Такая практика объясняется, в первую очередь, желанием авиакомпаний заработать большую прибыль на продаже авиабилетов с учетом того, что имеется достоверно просчитанная статистика о количестве пассажиров, которые, оплатив билет, по разным причинам не являются на рейс. Если все же на посадку по факту прибыло больше пассажиров, чем имеется свободных мест в самолете, то такая проблема решается путем предоставления не улетевшему клиенту существенной компенсации и обязательством авиакомпании доставить пассажира ближайшим попутным рейсом.

По нашему мнению, законодательное закрепление овербукинга в России чревато непредсказуемыми последствиями. Количество регулярных рейсов и пассажиропоток в России в целом в разы меньше, чем в США и Европе. Если там авиакомпания может посадить пассажира на попутный рейс в течение пары часов, то в России такой возможности можно ждать днями. Овербукинг как стратегия продажи товаров и услуг противоречит основным законодательным актам РФ, в частности Гражданскому Кодексу РФ. По сути он напоминает лотерею: пассажир заплатил за услугу (перелет), но может ее не получить и это будет законно.

Представляется справедливым, чтобы пассажир имел право выбора:

  1. либо купить невозвратный билет, но при этом быть уверенным в том, что он гарантированно улетит при любых обстоятельствах, либо
  2. приобрести билет несколько дешевле или с возможностью отказа от полета и получением обратно денег за билет полностью, но с предупреждением о том, что на такие билеты распространяется правило овербукинга.

Также представляется разумным, чтобы при отсутствии возможности выбора при покупке билета (о чем пока нет речи в законопроекте) правило овербукинга не распространялось на некоторые категории пассажиров, которым было бы объективно затруднительно ждать в аэропорту следующего рейса: например, вылетающие с несовершеннолетними детьми семьи, пожилые люди, трансфертные пассажиры.

В любом случае размер компенсации за недопуск к полету должен быть настолько существенным, чтобы авиакомпании сами стремились сократить количество таких случаев до разумного минимума.

В положительном ключе о данной законодательной инициативе можно сказать только в том контексте, что овербукинг позволяет финансово поддержать в целом гражданскую авиацию ее же внутренними ресурсами. Теоретически, это может позволить авиакомпаниям снизить цены на авиабилеты и освоить новые маршруты.

Читать статью с комментариями Сергея Егорова на lenta.ru.