×
Новые законы для бизнеса в 2016 году: обзорная статья управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова

Новые законы для бизнеса в 2016 году: обзорная статья управляющего партнера Адвокатского бюро «ЕМПП» Сергея Егорова

05.01.2016

Запрет проведения плановых проверок добросовестных субъектов малого предпринимательства в 2016 — 2018гг

Такой запрет касается только тех субъектов малого бизнеса, которые в течение 3 предыдущих лет не допускали нарушений законодательства в проверяемых сферах деятельности. При этом мораторий не коснется управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и аудиторов.

Не ограничиваются плановые проверки, если они проводятся органами надзора:

— в области промышленной безопасности и пожарного надзора в отношении предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

— в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

— в отношении предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории (экологический надзор);

— в области обеспечения радиационной безопасности;

— по обеспечению защиты государственной тайны;

— в области использования атомной энергии.

Мораторий на плановые проверки предпринимателей никак не ограничивает внеплановые проверки надзорных органов; не распространяется на порядок проведения налоговых и доследственных проверок; проверок органов УЭБиПК. По большей части, нам представляется, что особого послабления для предпринимателей в 2016 году ждать не приходится.

Запрет использования заемного труда

Законом вводится общий запрет на использование заемного труда с 01.01.2016г.

В качестве исключения предоставление персонала может предоставляться только в двух случаях:

— частными агентствами занятости при условии предварительного получения ими соответствующей аккредитации;

— работодателями, которые аффилированы с организацией, в которую направляются работники (например, в отношениях между материнской и дочерней компаниями).

Надо отметить, что с начала года и до момента получения аккредитации деятельность агентств по предоставлению персонала будет расцениваться как незаконная. Никаких оговорок на этот счет закон не делает. Здесь агентствам остается альтернатива: либо рисковать и предоставлять персонал без аккредитации, либо остановить свою деятельность и вернуться к ней только после получения аккредитации.

Законом также предпринята попытка повысить трудовые гарантии нанятого персонала. Теперь обязательства работодателя, в том числе, по оплате труда работников при неисполнении их непосредственным работодателем в субсидиарном порядке несет также и принимающая сторона.

В целом закон сделал использование заемного труда менее интересным для принимающей стороны, так как повысил ее сопутствующие юридические риски, в частности, риск ответственности по обязательствам непосредственного работодателя. А предусмотренный законом механизм аккредитации частных агентств занятости неизбежно сделает дороже себестоимость услуги по предоставлению персонала.

В десятки раз увеличен штраф за непредставление или ненадлежащее представление статистических данных

В статью 13.19 КоАП вносятся изменения, в соответствии с которыми увеличивается размер административного штрафа за нарушение порядка предоставления первичных статистических данных в пределах от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей для должностных лиц и от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей для юридических лиц.

Повторное совершение такого административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Ранее штраф по данной статье КоАП составлял от 3 тысяч до 5 тысяч рублей.

Другими словами, теперь размер штрафа за повсеместное игнорирование непонятной обязанности по «сдаче статистики» стал теперь для предпринимателей чувствительным. Во избежание получения штрафов предпринимателям желательно разобраться, какие статистические сведения и в какой срок должны быть поданы в государственные органы.

Устанавливаются новые правила и формальности при регистрации юридического лица и внесении данных в ЕГРЮЛ

С 01.01.2016г. вступают в силу изменения в законодательство, направленные в конечном счете на обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Введена процедура проведения проверки достоверности сведений, включаемых или уже включенных в ЕГРЮЛ. В случае выявления оснований для проведения проверки до государственной регистрации предусмотрена возможность приостановления государственной регистрации не более чем на один месяц.

Основанием для проведения проверки является возникновение у регистрирующего органа сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Усложняется порядок смены адреса юридического лица. Теперь в ЕГРЮЛ предварительно перед подачей заявления о смене адреса должны быть внесены сведения о принятом компанией решении об изменении своего адреса. Не ранее, чем после истечения 20 дней после внесения такой записи в ЕГРЮЛ, компания может представить в регистрирующий орган документы на собственно изменение юридического адреса. Такой порядок регистрации, по мысли законодателя, должен исключить случаи внезапного «бегства» компаний в другие регионы по недобросовестным причинам, например, в связи с большой налоговой задолженностью.

Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица. Так, теперь в течение 3 лет не могут быть внесены в ЕГРЮЛ сведения о лице как руководителе или участнике компании, если такое лицо ранее руководило или было участником другой компании:

— исключенной из реестра как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом;

— по которой в ЕГРЮЛ содержится запись о недостоверности;

— в отношении которой не исполнено решение суда о принудительной ликвидации.

Устанавливается возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, учредителях) регистрирующим органом по собственной инициативе без заявления юридического лица и вынесения судебных актов.

Данная сфера нам и без указанных поправок представляется чрезмерно зарегулированной. В преследовании недобросовестных предпринимателей государство ставит барьеры перед всеми бизнесменами без исключения. Так скоро обычная регистрация компании может стать сложно выполнимым, дорогостоящим и непредсказуемым занятием, сопряженным дополнительно с риском уголовной ответственности.

Читать далее на сайте журнала Секрет фирмы.