Грядущие изменения Закона о банкротстве в части регулирования процедур наблюдения и финансового оздоровления: критический обзор законопроекта Минэкономразвития России
В последнее время мы наблюдаем череду непрекращающихся масштабных изменений и дополнений Закона о банкротстве. Одним из последних и широко обсуждаемых является законопроект, разработанный Минэкономразвия России, о модификации процедур наблюдения и финансового оздоровления. Текст законопроекта можно посмотреть и скачать здесь.
Законопроект мы оцениваем в целом положительно. В теории он призван улучшить положение добросовестных должников, дать им новые правовые средства по реструктуризации своей задолженности и восстановлению платежеспособности, что, в конечном счете, будет выгодно и их кредиторам. Как новые положения будут применяться на практике и что из этого выйдет – покажет время.
Институт финансового оздоровления не является новым, он уже предусмотрен действующим законодательством о банкротстве. Другое дело, что данная процедура банкротства является практически «мертвой» и за все время ее существования применялась считанное количество раз. Объяснение этому довольно простое: введение процедуры финансового оздоровления в текущем виде не интересно ни кредиторам, ни самому должнику. Банку проще получить удовлетворение из стоимости залога, чем восстанавливать платежеспособность должника. Недобросовестные должники также не заинтересованы в реабилитации своей компании: им проще вывести ликвидные активы на другую компанию и продолжить работать от ее имени.
У добросовестного должника до принятия поправок в закон о банкротстве имеется альтернатива: либо попытаться договориться со своими кредиторами о реструктуризации долгов до введения банкротства, либо попасть в процедуру банкротства, которая в 99% случаев закончится распродажей его имущества и ликвидацией бизнеса.
Разработчики законопроекта попытались разработать третий возможный вариант действий для должника: когда договориться с кредиторами на их условиях не получается, должник может попытаться восстановить свою платежеспособность в ходе процедуры финансового оздоровления на условиях, предусмотренных законопроектом.
Так, например, должник без учета мнения своих кредиторов сможет просить суд не о признании себя банкротом, а о введении финансового оздоровления. Суд удовлетворит заявление должника, если последний сможет доказать реальную возможность восстановления своей платежеспособности. В ином случае суд вводит процедуру наблюдения.
Законопроект предусматривает новые и интересные возможности для должника, упрощающие восстановление платежеспособности. Например, недопустимость одностороннего отказа кредиторов от исполнения обязательств или изменения условий договора из-за ухудшения финансового состояния должника. Такие условия традиционно входят в кредитные договоры, что существенно усложняет попытки реабилитации должника.